Синдром гиперактивности чаще всего является проявлением ММД (минимальные мозговые дисфункции). Наиболее ярко проявляется в 3-6 лет и требует серьёзного комплексного лечения, чтобы справиться с этой проблемой к школьному возрасту. Изменение цветового предпочтения с красного на синий методами психотерапии может помочь ребёнку снизить гиперактивность.
О роли влияния цвета на настроение и даже на самочувствие через влияние цвета на нервную систему знает, наверное, каждый.
«Язык» цветов интернационален: он не связан ни с расой, ни с культурой.
Учеными было доказано, что даже на животных цвета оказывают такое же действие, как на людей. Экспериментально установлено:
- синий цвет успокаивает и снижает вегетативные функции,
- красный цвет возбуждает - учащаются пульс и дыхание, повышается давление.
Вегетативная нервная система управляет цветовым раздражением, действуя через глаза на промежуточный мозг, от него на гипофиз.
- Состояние возбуждения нервов соответствует частоте колебаний красного цвета, если регуляция вегетативной нервной системы настроена на повышение функциональных способностей.
- Если вегетативная нервная система настроена на замедление, успокоение, то ей соответствует темно-синий цвет.
Именно на основе влияния различных цветов на вегетативную нервную систему разработал свой знаменитый цветовой тест швейцарский ученый-психиатр и психолог Макс Люшер.
Связь между гиперактивностью детей и предпочтением красному цвету
Как показывает опыт наблюдений, чаще всего гиперактивные дети отдают предпочтение красному цвету, который означает влечение к активному действию, борьбе, соревнованию, потребность в новых раздражителях.
Вторым по предпочтению стоит у них обычно черный цвет, который в сочетании с красным означает компульсивность, усиливает проявление красного цвета.
Негативное влияние черного на красный объясняется тем, что черный цвет, усиливая воздействие красного, передает идею небытия, исчезновения, символизирует отказ, полное отречение и неприятие.
Гиперактивные дети, отдающие предпочтение красному цвету, в большинстве своем нелюбимым цветом называют синий. Что это значит?
По Максу Люшеру, отвержение синего цвета при предпочтении красного у детей может проявляться в нарушении способности к концентрации, трудности в обучении, обозначает неудовлетворенную потребность в более сильных эмоциях, является знаком перенапряжения нервной системы, что влечет за собой необузданность и неуправляемость поведения.
Преодоление предпочтения красному цвету снижает гиперактивность
Одним из методов нелекарственного снижения гиперактивности детей и подростков является авторская методика изменения цветового предпочтения, когда в результате психокоррекции происходит изменение восприятия предпочитаемого красного цвета и отвергаемого синего.
После того, как дети и подростки начинают предпочитать синий цвет и относиться к красному цвету нейтрально, у них автоматически может меняться и отношение к черному цвету, который тоже становится для них нейтральным. В некоторых случаях приходится проводить дополнительно корректировку восприятия черного цвета, низводя его до нейтрального.
Преодоление предпочтения красному цвету и замена его на синий у детей и подростков в результате психокоррекции приводит к снижению внутреннего напряжения, общей тревожности, гиперактивности, к улучшению сна.
Хотя инструментальные исследования мозга до и после психотерапии цветового предпочтения не проводились, но наблюдения родителей и близких людей за поведением ребёнка, субъективные ощущения и самооценка самого ребёнка в отношении своего внутреннего напряжения, результаты проективных тестов свидетельствовали о явном снижении напряжения и гиперактивности наблюдавшихся детей и подростков.
Изменение цветового предпочтения у гиперактивных детей и подростков 8-13 лет проводилось в условиях детского психоневрологического санатория "Озеро Горькое". По результатам исследования 80% наблюдаемых стали называть предпочтительным синий цвет, а 20% - одновременно и синий, и красный. Изменение предпочтения с красного на синий проводилось путем воздействия на сенситивный уровень восприятия методами НЛП.
Поскольку стенические реакции являются достаточно стабильными, то положительный эффект коррекции цветового предпочтения с целью снижения гиперактивности может представлять большой интерес для применения этого метода в комплексной психотерапии и психокоррекции детей с гиперактивностью и нарушением внимания.
Статья опубликована в сборнике тезисов III Всероссийской конференции "Психология и психотерапия: актуальные проблемы клинической психологии и психотерапии в условиях современной культуры" 2001 году. Публикуется с сокращениями.
Дюсметова Р.В., детский психолог, нейропсихолог, Член Европейской Ассоциации психотерапевтов
Вопросы и комментарии