Музыкальная терапия является клинической и научно-обоснованной в рамках терапевтических отношений в различных медицинских и образовательных учреждениях методикой для достижения индивидуальных целей человека, таких как:
- Повышение здоровья.
- Управление стрессом.
- Облегчение боли.
- Выражение чувства.
- Расширение памяти.
- Улучшение связи.
- Физическая реабилитация.
Межличностный процесс, в котором терапевт использует музыку и все его грани - физических, эмоциональных, психических, социальных, эстетических и духовных аспектов, помогает пациентам улучшить или сохранить свое здоровье. В некоторых случаях потребности человека адресуются непосредственно через музыку, в других они рассматриваются в рамках отношений, которые складываются между им и терапевтом.
Музыкальная терапия применяется для людей всех возрастов и с различными проблемами со здоровьем, в том числе:
- с психическими расстройствами,
- физическими недостатками,
- сенсорными нарушениями,
- отклонениями в развитии,
- с токсикоманией,
- а также с межличностными проблемами и проблемами старения.
Она также используется, чтобы улучшить качество обучения, воспитания в себе самоуважения, уменьшить стресс, поддерживать физическиую форму, а также содействовать другой связанной со здоровьем деятельности.
Музтерапевты работают в больницах общего профиля, психиатрических учреждениях, школах, тюрьмах, общественных центрах, учебных заведениях, частных клиниках и университетах.
Моменты терапии
Основными моментами терапии являются:
- импровизация - спонтанный экспромт пения, игры на инструментах во время прослушивания музыки по теме, заданной терапевтом;
- повторное воспроизведение услышанного - обучение вокальным или инструментальным звукам, пению наизусть, используя нотную грамоту, индивидуально и хором, участвуя в музыкальном шоу или драме;
- сочинение музыки и стихов для песен, инструментальных пьес или создание любых музыкальных продуктов, таких как видео- или аудиозапись программы.
- прослушивание музыки, т.е.аудирование может быть направлено на физическое, эмоциональное, интеллектуальное, эстетическое или духовные аспекты. Слушатель может ответить посредством такой деятельности, как: релаксация или медитация, структурированная или свободное передвижение, рисование и так далее.
Основные подходы
Для каждого пациента терапевт использует свой подход. Например, импровизация является наиболее подходящей для тех, которым необходимо развивать спонтанность, творчество, свободу самовыражения, общения и межличностные навыки. Эти потребности нужны многим - от эмоционально неуравновешенных подростков, отстающих в развитии детей, до взрослых с психическими расстройствами. Импровизация позволяет этим людям общаться и делиться чувствами с другими, а также помогает им организовать свои мысли и идеи в значительной степени.
- Отдельные уроки пения могут помочь людям, которые имеют нарушение речи, чтобы помочь улучшить их артикуляции или беглость речи.
- Игра на инструментах может помочь инвалидам с целью разработки общей и мелкой моторной координации, в совокупности со чтением развивать слуховую или зрительно-моторную интеграцию. У эмоционально неуравновешенных детей инструментальные ансамбли могут быть использованы для преодоления проблем поведения и контроля импульсивности.
- Деятельность, связанная с сочинением музыки используются с пациентами, которым нужно научиться принимать решения и обязательства. У госпитализированных детей написание песен может быть средством выражения и понимания их страхов.
- Прослушивание музыки помогает успокоиться физически, эмоционально, интеллектуально или духовно, что способствует расслаблению, снижению стресса, управлению болью и регулированию функций организма, таких как частота сердечных сокращений, дыхания. Музыка может быть также возбуждать и обнадеживать. Прослушивание песен может помочь инвалидам и умственно отсталым детям учиться и запоминать цвета, цифры, лексике, последовательному поведению, созданию слуховых навыков обработки.
Прослушивание музыки имеет неповторимое значение в деле духовного переживания. Такой опыт вселяет надежду и мужество, подтверждая при этом красоту жизни.
Вопросы и комментарии