Об эпилепсии слышал каждый. А кому-то довелось оказаться рядом во время припадка и беспомощно наблюдать, как мгновенно "захватывается" тело и душа жертвы. Часто приступ сопровождается падением на землю. Отсюда второе название падучая болезнь.
Эта болезнь, вероятно, столь же древняя, как и род человеческий. На черепах, которые находят во время раскопок древних захоронений нередки следы трепанации. Подобные операции изображены и на иллюстрациях старинных изданий. Таким жутковатым способом, вскрывая череп и изгоняя оттуда "нечистую силу" заговорами (болезнь веками считалась следствием одержимости злым духом), наши предки пытались ее лечить. Но, вероятно, не слишком удачно. Что подтверждается и письменным упоминанием о падучей в вавилонском кодексе законов Хаммурапи (около 1900 года до н.э.): "Продажа раба недействительна и заплаченные за него деньги должны быть возвращены, если в течение месяца после сделки обнаружится у раба болезнь "бенну" (то есть эпилепсия).
В средние века использовали для "изгнания бес" молитвы и посты. Существовали даже специальные заведения типа монастырей, где укрывались от презрения и преследований общества люди, страдающие припадками. В Евангелии от Матфея подробно описано, как Иисус Христос исцелил эпилептика на глазах своих учеников.
Первое научное толкование падучей дал Гиппократ. Он доказал, что основная причина припадков - повреждения или болезни мозга. Не менее известный Ибн Сина (Авиценна) описал клиническую картину эпилепсии.
Примерно 1% жителей нашей планеты подвержены сейчас этому недугу. Пик заболеваемости приходится на юношеский возраст.
Какая она сейчас
Далеко не всегда падучая бывает гостьей, которая является без предупреждения. Нередко приступу предшествует
АУРА (от греч. aura - дуновение) - своеобразное, характерное именно для эпилепсии кратковременное расстройство сознания. Больного внезапно, как дуновением ветерка, окатывает беспокойство, волнение, иногда прохлада или, по словам иных пациентов, "горячая вода поднимается по телу к голове". Некоторые испытывают страх и ищут помощи у окружающих. Возникает ощущение нереальности происходящего вокруг, собственной измененности: необычной легкости во всем теле или, напротив, свинцовой тяжести; увеличения или уменьшения, искажения частей тела, окружающих предметов... Бывает, мысленно либо в реальном пространстве "развертываются, как в быстро мелькающих кинокадрах, целые картины, в которых непосредственно участвуешь". Больной может увидеть фигуры фантастические (в том числе инопланетян), мистические (ангелов, святых) или реалистичные (людей, животных). Услышать незнакомую речь, оклики по имени, иногда угрозы и т.д.
В таком состоянии человек привлекает к себе внимание резкой сменой выражения лица, появлением непроизвольных гримас или тиков, застывшим либо тревожно блуждающим взглядом, скользящим мимо собеседника. Он отвечает невпопад, неожиданно замолкает или начинает повторять одну и ту же фразу, слово, будто отключается от реальности, "уходит куда-то". Порой меняется и цвет кожи; она бледнеет или становится синюшной, из-за чего эпилепсию в народе прозвали черной немочью. Некоторые больные внезапно покрываются потом, неестественно застывают в одной позе либо, наоборот, беспорядочно суетятся, бесцельно, иногда стереотипно двигают руками и ногами. Могут начаться быстрые сгибания-разгибания тела, реже - вращение и топтание на месте. Бывают жевательные, глотательные и другие непроизвольные движения.
Все эти клинические признаки отражают нарушение работы мозга. Активность его отдельных нервных клеток - нейронов становится аномальной, они сверхвозбуждаются. И в зависимости от характера и места поражения развивается один из трех основных видов эпилептического припадка.
СУДОРОЖНЫЙ ГЕНЕРАЛИЗОВАННЫЙ ПРИПАДОК (общий, распространенный) распознать легче; после ауры (в ряде случаев без нее) человек внезапно теряет сознание и падает, громко крича или хрипя. Падение молниеносно, из-за этого нередки тяжелые ушибы, а возле горячих предметов (включенной плиты, камина) - ожоги. Опасен припадок, возникший во время плавания, работы на станке, конвейере, движущихся аппаратах, на высоте. Только вмешательство и помощь находящихся рядом могут предотвратить тяжелый исход.
Начальные (чаще малозаметные для окружающих) движения тела упавшего быстро сменяются тоническими судорогами. Мышцы тела и конечностей напрягаются. Тело вытягивается, голова запрокидывается. Дыхание редкое, замедленное, вплоть до частичной остановки. Лицо синеет и обильно потеет.
Наступает следующая фаза: размашистые движения рук, ног, головы, всего тела. Сокращение мышц языка и нижней челюсти нередко приводит к прикусу языка до крови. Изо рта выделяется пена. За счет спазма гортани могут опять появиться хрипы или бессвязные крики.
Этот момент особенно опасен для жизни больного. Поэтому, если вы оказались рядом, не забудьте простые
Правила оказания первой помощи
Не пытайтесь сдерживать судороги. Это бесполезно. Нельзя поднимать больного, например переносить его на кровать.
Надо подложить ему под голову какой-нибудь, желательно мягкий, предмет, чтобы он не билась о пол, асфальт и т. п. Поверните голову набок (лучше направо). (Подробнее читайте здесь о том, как вести себя, если у вашего близкого случился приступ)
Развернутый судорожный приступ обычно длится всего 1-3 минуты. Затем мышцы расслабляются (иногда до непроизвольного испускания мочи). Сознание возвращается, но обычно больной сразу засыпает? Поэтому он легко припоминает свои действия перед началом приступа и часть переживаний в ауре, но ничего не знает о самом приступе. И если рядом никого не было, догадаться о происшедшем он может только по косвенным признакам: тяжести во всем теле, боли в мышцах или прикусу языка, мокрой постели...
БЕССУДОРОЖНЫЙ, или малый генерализованный, пароксизм (внезапно возникшее состояние) - второй вид эпилептического припадка. Это незаметные или непонятные окружающим секундные "замирания", которые могут повторяться несколько раз в течение часа или сериями. Иногда они сопровождаются легкими движениями типа миганий, кивков, а случается и общим или частичным напряжением мышц. Если нарушается их тонус, больной мгновенно падает. И ни он, ни окружающие не могут понять, в чем дело, ведь потеря сознания продолжается всего несколько секунд (бывает до минуты, редко дольше). К тому же малому приступу, как правило, не предшествует аура, нет после-припадочных неприятных ощущений. Больной может как ни в чем не бывало продолжить начатую фразу или действие, прерванное приступом.
Примечательно, что при частых малых припадках, особенно случающихся на работе, не желая привлекать к себе внимание, больные вырабатывают своеобразную защиту. Слегка смущаясь, человек говорит, например, что он немного задумался или кто-то отвлек его внимание, либо уверяет, что его душил кашель (и даже кашляет специально), может встряхнуть головой, поправить волосы...
ПАРЦИАЛЬНЫЙ, или фокальный, - третий вид эпилептического припадка. Его называют еще частичным или простым приступом. Для него характерно ясное сознание с двигательными или чувствительными расстройствами. У больного внезапно возникают неприятные ощущения в руке, ноге или мышцах лица в виде покалывания, жжения, ощущения холода, тепла, волны либо начинаются судорожные подергивания разных мышц или половины тела. Бывает, он испытывает только мышечное напряжение, например, непроизвольно запрокидывается голова, подергивается глаз. Или появляются причмокивающие, глотательные, сосательные движения.
СЕНСОРНАЯ (чувствительная) разновидность частичного припадка: судорог нет, есть разные неприятные, с внезапными началом и окончанием ощущения в конечности или другом участке тела.
Кроме того, к парциальным приступам относятся СЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ с полной или частичной потерей сознания, с автоматизированным или хаотичным, бесцельным или даже агрессивным поведением, с разными психическими феноменами: нарушением ориентирования, узнавания, памяти; зрительными, слуховыми, обонятельными обманами восприятия, иллюзиями и другими психическими расстройствами. Эти симптомы и переживания не всегда забываются, и больные могут подробно о них рассказать.
Что со мной случилось?
Отходит в прошлое жесткое разделение эпилепсии на наследственную и приобретенную. Все больше данных подтверждает наличие группы эпилепсии, где участвуют и внешние, и врожденные факторы. Более того, количество наследственных форм постоянно сужается.
Диагноз основывается на данных анамнеза, клиники, электроэнцефалографии, интроскопии мозга, эхографии, РЭГ и других, а также на результатах обследования офтальмологом, оториноларингологом, эндокринологом, нейрохирургом. Неплохо получить и заключение психолога.
Для чего нужно столько сведений? Дело в том, что существует несколько... десятков видов эпилептических припадков (иногда они собираются в целый "букет" у одного больного!). Врачу бывает непросто разобраться, какой из них является у пациента основным. А это важно для подбора соответствующих лечебных препаратов.
В последние годы новые методы на основе компьютерных программ анализа данных электроэнцефалографии (нейрокартирование, по программе "Brainloc", трехмерная локализация источников разрядной активности на основе дипольной модели, рентгеновская цистернография мозга и другие) позволяют в ранние сроки, иногда при стертых признаках припадков, поставить диагноз и оказать больному своевременную помощь.
Причины
Среди внешних причин, вызывающих припадки, ведущее место принадлежит нейроинфекциям (вирусным и бактериальным). К примеру, тяжелое течение кори, осложнившееся энцефалитом, менингитом или другим заболеванием мозга, иногда сопровождается судорожными и другими видами приступов. Причем они могут опять возникнуть (особенно у людей с признаками врожденной или рано приобретенной неполноценности или недоразвитием тех или иных систем мозга) на отдаленных этапах после выздоровления, если повлияют какие-то дополнительные факторы, скажем интоксикации, травмы.
Немалую роль играют черепно-мозговые травмы. Свою лепту вносит и экологическое неблагополучие. Есть данные о влиянии радиации на людей с повышенной судорожной готовностью. Провокаторами развития эпилепсии и эписиндромов становятся алкоголь, наркотики, токсические вещества, которые используют с той же целью.
В раннем детстве среди причин падучей первое место занимают внутриутробные поражения мозга, родовая и постнатальная травма. Имеет значение и наследственная отягощенность.
Во время полового созревания, когда начинаются обменно-эндокринные сдвиги, увеличивается риск развития судорожных расстройств за счет общей перестройки организма и снижения порога судорожной готовности мозга. В этот период любое вредное воздействие извне может "спустить курок".
В заключение отвечу на такой часто задаваемый вопрос: чем различаются эпилепсия, эпилептический синдром и эпиреакция?
Как видно из сказанного выше, падучая болезнь - прогрессирующий, если не лечить, хронический недуг с повторяющимися, часто многообразными приступами и нарастающими изменениями личности по эпилептическому типу. Ее следует отличать от эписиндрома и эпиреакции. Последняя проявляется одиночными припадками как ответ организма на тот или иной патогенный фактор.
Эписиндром - более устойчивое, но тоже преходящее состояние мозга, возникающее вследствие, например, энцефалита, менингита, арахноидита, цереброваскулярных болезней, аномалий развития, опухолей мозга. Кроме того, единичные припадки могут быть одним из симптомов ряда внутренних заболеваний, обменно-эндокринных расстройств, системных нарушений.
Как помочь больному
Лечением эпилепсии занимаются врачи двух специальностей - невропатологи и психиатры. Традиционно первичное обращение к невропатологу.
К психиатру пациента направляют при наличии грубых отклонений в поведении, в случае возникновения острых или хронических психозов, слабоумия. Предупреждение этих нарушений - одна из основных задач и невропатологов, и психиатров.
К сожалению, больные часто не понимают, что страдают эпилепсией. И они, и их родственники ждут, что все пройдет само собой. Примерно в половине случаев позднего начала лечения виноват страх, испытываемый многими людьми перед словом "психиатрия", боязнь, что человека возьмут на учет в психоневрологическом диспансере и это повлечет за собой ряд социальных ограничений.
Действительно, так и было на протяжении нескольких десятилетий. От этого страдали и больные, получавшие более тяжелые расстройства здоровья, и эпилептологи, вынужденные констатировать, что некоторые из этих расстройств уже поздно лечить. В последние три года ситуация резко изменилась к лучшему: введена форма консультативного учета, не ограничивающая права пациента и его социальное положение. Госпитализация носит только добровольный характер. Больных, регулярно посещающих эпилептологов, обеспечивают всеми необходимыми противосудорожными препаратами, они имеют возможность обследоваться, лечиться и получать экспертную помощь.
Вопросы и комментарии