В наше время дети все чаще ощущают дефицит внимания и уважительного отношения к себе взрослых. Родители доверяют воспитание своих детей государственным, частным педагогическим и лечебным учреждениям. Многие взрослые не следят за развитием устной речи их детей. Нередко они успокаивают себя такими фразами: «Молчит – ничего страшного, разговорится позже», «У моей сестры Никита не говорил почти 3 года, а теперь болтает – не остановишь…» Очень редко родители обращаются к логопеду с целью определения запоздалого развития речи у малыша.
Бытует ошибочное мнение, что помощь врача-логопеда требуется ребенку в возрасте 4-5 лет. Помните, что поставить чистую и правильную речь гораздо легче в раннем возрасте (1,5-3 года). Педиатры говорят о том, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. И среди них все чаще встречаются дети с тяжелыми расстройствами: заиканием, задержкой и общим недоразвитием речи, дизартрией. Важно понимать, что если у детей присутствует речевое отставание, следует незамедлительно обратиться за консультацией к логопеду, неврологу, нейропсихологу.
Необходимым и незаменимым в этой ситуации будет организация совместной деятельности врача и родителей. Упражнения только с учителем-логопедом, нежелательные перерывы между индивидуальными уроками на 2-3 дня – все это отрицательно скажется на качестве и продолжительности коррекционного процесса. Необходимо совместно с родителями составить план действий на весь текущий год, специалист должен дать целесообразные рекомендации для налаживания контакта с детьми.
Многие специализированные логопедические группы комплектуются детьми с разной проблематикой: заиканием, дизартрией, ринолалией. Занятия с ними требуют системности, помощь близких людей становится весьма ценной, так как у родителей есть возможность каждый день закреплять формируемые навыки в процессе общения с детьми. В свою очередь, врач-логопед, начиная с первичного приема и после проведения комплексной диагностики, обязан составить правильное логопедическое заключение. Уже на этом этапе специалист постарается дать ответы на часто задаваемые вопросы: «Мой сын будет нормально разговаривать? Сколько времени для этого необходимо? Сможет ли он в будущем посещать обычную школу?»
Врачу стоит учесть, что данные анамнеза, полученные от взрослых, не всегда объективны для установления времени появления комплексного оживления, моторики, гуления и лепета, эмоциональных признаков коммуникации. Мамы склонны занижать, а чаще – завышать «достижения» своего чада. Ребенок должны осмотреть педиатр и психолог. Обязательно нужна консультация ЛОРа и заключение офтальмолога. Дополнительно потребуется провести аудиометрию.
По итогам обследования составляется личностный профиль, отображающий состояние:
- тактильного и слухового восприятия;
- двигательных и зрительных реакций;
- эмоционально-волевой и социальной сферы;
- интеллектуальных процессов;
- невербальных коммуникационных компонентов.
Опираясь на все вышеперечисленные показатели, доктор разрабатывает лечебно-профилактические мероприятия. План лечебно-восстановительного воздействия, разработанный врачом, как правило, базируется на эмоциональном развитии ребенка. Основная задача родителей – обеспечение надлежащего эмоционального фона, закрепление полученных умений. Любовь, терпение и внимание близких людей – обязательный и неотъемлемый фактор успешного устранения любого речевого дефекта у ребенка.
Лечение должен проводить только квалифицированный врач-логопед.
Вопросы и комментарии