Это статья № 3 (последняя) из серии «Память ребёнка: год за годом»
Статья № 1: «Память ребёнка: от 0 до 2-х»
Статья № 2: «Память ребёнка: от 2-х до 6»
Пока ребенок маленький, вопросы относительно его памяти не очень волнуют родителей. Но как только он идет в школу, память становится чуть ли не главным его орудием. Мы не будем говорить о том, хорошо это или плохо. Нам важнее понять, как можно развивать память? Но прежде чем начать тренировки, напомним себе вот о чем: плохая память — совсем не показатель плохого интеллекта, а хорошая — не главное и не обязательное условие ума.
Память ребёнка нужно развивать год за годом.
- Если хотите, чтобы у ребенка была хорошая память, с самых первых дней не обделяйте его впечатлениями и информацией.
- Мы хорошо и быстро запоминаем то, что нам интересно, а в дошкольном возрасте человеку интересно все.
Но вот малыш из свободного дошкольника превращается в занятого первоклашку, и проблема памяти часто оказывается на первом месте. Куда девалась его безразмерная память, казалось бы, способная вместить море информации?
По большому счету, волноваться не о чем: волшебная образная память дошкольника никуда не делась, только вот в школе она пригождается редко, потому что программы даже для младшеклассников подразумевают, что переход от преобладающей образной памяти к преобладающей логической уже произошел. Но природа думает по-другому, и детям семи-десяти лет образы все же роднее, чем логические построения.
Строго говоря, это справедливо и для подростков, и даже для многих взрослых.
Как пахнет слово
Те, кто учит детей и взрослых приемам эйдетики (от латинского «эйдос» — «образ», то есть приемам образной памяти), стараются делать это так, чтобы память развивалась, но двум направлениям — и по образному, и по логическому.
Для младших школьников они разработали специальные упражнения, позволяющие постепенно выстраивать связи между логическим восприятием и образным.
Вот одно из таких упражнений: попробуйте поговорить с ребенком о каком-нибудь слове. Пусть он опишет, как оно выглядит, как пахнет, как звучит, какое оно на ощупь. Пусть он опишет свои ощущения от этого слова. Так в сознании малыша появляется образ данного слова, и когда придет надобность его вспомнить, будет множество ассоциативных ниточек, которые помогут вытянуть конструкцию на поверхность памяти.
Для многих младшеклассников большая проблема — запоминать, как пишутся исключения из правил и словарные слова.
Попробуйте такой прием: возьмем, например, слово «шофер». Тут проблемы возникают с буквой «О». Предложите ребенку подумать, что в кабине шофера напоминает эту букву. Чаще всего дети вспоминают руль и таким образом могут припомнить в случае необходимости и правильное написание слова. Начиная выполнять такого рода упражнения, дети нуждаются в помощи взрослых, а потом уже легко проделывают такую операцию самостоятельно.
Что такое «лукоморье»?
Часто младшеклассникам плохо дается заучивание стихов. Как ни странно, особенно трудно они запоминают стихи Пушкина. Тут надо помнить вот о чем. Взрослому человеку это понять сложно: нам кажется, что пушкинские строчки сами просятся на язык, так они музыкальны. Но дети чаще всего не обращают внимания на красоты слога, их волнует смысл. И для современного, особенно городского, ребенка пушкинские стихи — настоящая проблема, потому что картины, предметы, даже люди, возникающие из строчек, им непривычны. Конечно, прежде чем заставлять ребенка учить такое стихотворение, постарайтесь живо, красочно описать ему картину, возникающую в стихотворении, объяснить значение совершенно неизвестных ему слов, которых в пушкинских стихотворениях немало.
Но заучивать стихи можно и с помощью так называемых пиктограмм. Происходит это так. Вы — или ребенок — читаете стихотворную строчку: «У Лукоморья дуб зеленый». После того, как вы объяснили, что такое Лукоморье, попросите нарисовать, очень условно, буквально несколькими линиями, то, о чем говорится в строчке. Затем так же поступите со строчкой «Златая цепь на дубе том»… Через некоторое время перед ним будет целая страничка таких иероглифов, и глядя на нее, он чуть ли не с первого раза сможет воспроизвести целое стихотворение.
Память и темперамент
Хорошо, если родители (и учителя) будут принимать во внимание темперамент конкретного ребенка.
- Так, флегматик чаще всего запоминает медленно, но если запомнил, то прочно и надолго.
- Холерик, наоборот, моментально запоминает, но так же легко забывает.
- Меланхолики — и взрослые, и дети — стремятся избегать лишнего общения, но если это невозможно, они стараются наладить хорошие отношения и в этом стремлении обращают внимание на массу деталей, которые менее тревожный тип пропустил бы без внимания. Такие детали помогают им довольно легко воспроизводить в памяти и ситуацию, и просто информацию.
Вопросы и комментарии