Это статья № 2 из серии «Память ребёнка: год за годом»
Статья № 1: «Память ребёнка: от 0 до 2-х»
Пока ребенок маленький, вопросы относительно его памяти не очень волнуют родителей. Но как только он идет в школу, память становится чуть ли не главным его орудием. Мы не будем говорить о том, хорошо это или плохо. Нам важнее понять, как можно развивать память? Но прежде чем начать тренировки, напомним себе вот о чем: плохая память — совсем не показатель плохого интеллекта, а хорошая — не главное и не обязательное условие ума.
Память ребёнка нужно развивать год за годом. Если хотите, чтобы у ребенка была хорошая память, с самых первых дней не обделяйте его впечатлениями и информацией.
После двух лет многие дети болтают вовсю, и редкий родитель не отмечает прекрасную память двух-, четырехлетних ребят. Они молниеносно запоминают новые слова, стихи и прозаические тексты, часто помнят, где лежит нужная им игрушка, иногда легко находят вещь, которую вся семья ищет уже целую неделю. А уж о том, что папа обещал, например, новую куклу или поход в парк, помнят до тех пор, пока обещание не будет выполнено.
У дошкольников, как правило, идеальна так называемая механическая память, когда информация запоминается сама по себе, без каких-либо волевых усилий ребенка. Тут, конечно, действует общее для человеческой памяти свойство: мы хорошо и быстро запоминаем то, что нам интересно, а в этом возрасте ребенку интересно все.
Страх памяти не помощник
Но иногда и в этом благодатном возрасте возникают проблемы; мамы приходят на консультацию к психологу с жалобами на то, что ребенок не может запомнить даже крохотное стихотворение. Прежде чем впадать в отчаяние, действительно стоит посоветоваться — порой ребенок просто не хочет этого делать. Такое может случиться по самым разным причинам: плохой контакт с мамой и другими взрослыми или просто неправильный подход родителей; как правило, маленькие дети не любят делать что то, а уж тем более учить стихи, специально, а вот невзначай заучивают их прекрасно.
Возможно, у малыша такая низкая самооценка, что он готов к поражению: я вообще ничего не могу делать хорошо, в том числе и учить стихи. Многие мамы и папы возразят: мы не бьем своего ребенка и никогда не кричим на него, а он все равно не хочет и не может ничего запомнить. Но может быть, у этого малыша такая тонкая душевная организация, что ему достаточно недовольного взгляда или разочарованной реплики для того, чтобы почувствовать себя ни на что не годным?
Известно, что вундеркинды, как правило, в детстве легко усваивают большой объем самой разной информации. Конечно, здесь большую роль играют особая организация и специфика биохимических процессов мозга. Но важно и то, что такие дети обычно страстно интересуются тем или иным предметом, и эта страсть познания заставляет их легко осваивать огромные пласты знаний. Если родителям удастся пробудить в ребенке подобное чувство, то и с памятью у малыша все будет в порядке.
На что похож шум моря
Можно ли уже до школы тренировать память ребенка, чтобы ему было легко учиться?
Есть специалисты, готовые научить малыша приемам запоминания, причем основываясь на особенности мышления таких крошек. Известно, что людям вообще, а детям в особенности, легче всего дается запоминие через образы. Психологи, пользуясь эти, разработали специальные методики развития образной памяти в разных ее проявлениях: зрительная, слуховая, обонятельная.
Ребенку можно предложить в определенной последовательности несколько открыток, рассмотреть их вместе с ним подробно, вместе с малышом обсудить, что там изображено. Затем детям предлагается восстановить увиденное, и желательно в том порядке, в каком картинки предъявлялись.
Или, например, такое упражнение: малышам предлагается послушать звуки, их должно быть не больше пяти-семи. Это может быть стук в дверь, шум моря, плеск воды… Дети должны узнать эти звуки, также постараться вспомнить, как они появлялись. Можно продолжить играть и дальше: предложить дошкольникам подумать, на что еще похож каждый из этих звуков, например, стук в дверь кто-то соотнесет со стуком камушков.
Известно, что в дошкольном возрасте зрительная образная память тесно связана с моторикой. Поэтому полезно такое, например, упражнение: взрослый выкладывает из палочек некую фигуру, которую ребенок должен или нарисовать, или тоже соорудить из палочек.
Мы хорошо и быстро запоминаем то, что нам интересно, а в дошкольном возрасте человеку интересно все.
Далее читайте:
Статья № 3: «Память ребёнка: от 7 до 11»
Вопросы и комментарии