Память ребёнка: от 0 до 2-х, как развивать память ребенка
Популярно о здоровье

Память ребёнка: от 0 до 2-х

Витасайт

Это статья № 1 из серии «Память ребёнка: год за годом»

Пока ребенок маленький, вопросы относительно его памяти не очень волнуют родителей. Но как только он идет в школу, память становится чуть ли не главным его орудием. Мы не будем говорить о том, хорошо это или плохо. Нам важнее понять, как можно развивать память? Но прежде чем начать тренировки, напомним себе вот о чем: плохая память — совсем не показатель плохого интеллекта, а хорошая — не главное и не обязательное условие ума.

Удивительно, но мозг новорожденного ребенка имеет больше нейронов, чем мозг, скажем, трехлетнего. Ученые говорят: до трех лет наблюдается массовая гибель клеток головного мозга, не задействованных в работе. Щедрый подарок природы оказывается человеку не нужен — для этих клеток пока нет работы, и тут ничего не поделаешь: младенцы по своим физическим показателям пока не способны на многие виды деятельности.

Некоторые ученые считают: гибель нервных клеток мозга можно сделать не такой массовой, если растить младенца в богатой информацией и впечатлениями среде. Это не значит, что ребенку надо читать учебник физики на ночь и вместо колыбельной петь таблицу умножения. Прежде всего речь идет о богатстве самых разных эмоций:

  • от музыки и природы,
  • от живописного интерьера и маминой песни,
  • от ее ласковых объятий и улыбок,
  • от всевозможного общения с окружающими людьми.

Мы хотели говорить о памяти, а говорим о том, как развивается мозг. Почему? Память — высшая функция головного мозга. раньше считалось, что за нее «отвечают» определенные мозговые структуры, и только они. Но теперь ученые уверены: действительно, в мозгу есть зоны, в которых собирается информация, но запоминание и припоминание происходят таким образом, что в работу включается весь мозг. Другими словами, если хотите, чтобы у ребенка была хорошая память, с самых первых дней не обделяйте его впечатлениями и информацией.

Память чувств

Но это — работа на будущее. А что же известно о памяти малышей до года? Казалось бы, как раз память позволяет им освоиться в мире: они запоминают лицо матери, других взрослых, их запахи, запоминают и узнают игрушки и звуки, предметы и интонации. Тем не менее считается, что у таких крошек вообще нет памяти.

И действительно нет, если понимать под памятью способность воспроизвести ранее принятую информацию. Эта способность тесно погрузив человека в особое гипнотическое состояние, когда активизируется работа правого, образного, полушария. Но у такого крошки есть эмоциональная память, он греется в лучах любви и страдает от ее недостатка. Это позволяет психоаналитикам искать истоки взрослых проблем в совсем раннем, «допамятном», возрасте.

Воспоминания приходят вслед за словом

Но вот на втором году жизни к ребенку приходит речь. Значит ли это, что у него появляются воспоминания? Тут все зависит от индивидуальных особенностей работы мозга. Эти особенности могут быть самого разного характера, и не последнюю роль в процессе запоминания играет биохимия.

Некоторым детям уже в два года есть что вспомнить, и они вспоминают: как полгода назад ездили в цирк, как летом катались на велосипеде, как купались в море, как ходили в зоопарк… А есть малыши, каждый день живущие как будто впервые, и впечатления стираются очень быстро.

Нельзя с достоверностью сказать, почему это происходит, но ясно одно: способность ребенка наконец-то назвать вещи своими именами помогает малышу запечатлеть их в памяти. Поэтому важно разговаривать с ребенком о том, что он видел и слышал, вызывать в нем потребность рассказывать о своих впечатлениях, обращать его внимание на подробности окружающего мира. И помогать получать ему достаточное количество впечатлений, развивать моторику, которая, как мы помним, самым непосредственным образом связана с развитием человеческого мозга.

Память ребёнка нужно развивать год за годом. Если хотите, чтобы у ребенка была хорошая память, с самых первых дней не обделяйте его впечатлениями и информацией.

Далее читайте:
Статья № 2: «Память ребёнка: от 2-х до 6»
Статья № 3: «Память ребёнка: от 7 до 11»

Вопросы и комментарии

* - отмечены обязательные для заполнения поля

Последний вопрос на сайте

Читаем

    Лечимся

      Диагностируем