Статья № 1 из серии «Нарушения развития речи у детей и их коррекция»
Статья № 2: «Классификации нарушений развития речи у детей»
Статья № 3: «Алалии»
Статья № 4: «Заикание»
Статья № 5: «Лечение нарушений развития речи у детей»
Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Речь становится важным средством связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку. Но поскольку речь — особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие — полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка.
Основные показатели развития речи от 1 года до 6 лет:
Возраст | Речевые навыки |
---|---|
1 год | Появление однословных предложений. |
1 год 3 мес | Запас слов до 30. |
1 год 6 мес | Запас слов до 40–50, легко повторяет чпсто слышимые слова. |
1,5–2 года | Появление фраз, двухсловных предложений. Первый период вопросов: Что это?, Куда? Где? |
2 года | Запас слов до 200–300 |
Начинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами. Появление трехсловных предложений. | |
2 года 6 мес | Появление многословных предложений. |
2 года 6 мес — 3 года | Могут сохраняться трудности звукопроизношения (свистящие, шипящие, сонорные звуки). |
3 года | Запас слов до 800–1000 |
3–4 года | Употребление грамматических форм: изменения существительных по падежам и числам, глаголов — по родам, временам, числам и лицам. Второй период вопросов: Почему? Когда?. Фразы становятся длиннее, их смысл усложняется. Могут сохраняться недостатки в произношении ряда слов (длинных и малознакомых), нечёткость произношения ряда звуков. |
4 года | Дети изъясняются развёрнутыми предложениями, включающими почти все части речи. Умеют группировать предметы по классам одежда, посуда, мебель, животные и др. Запас слов до 2000. |
4–5 лет | Высказывания преобретают форму короткого рассказа. Исчезают почти все возрастные неправильные произношения. |
5 лет | Умеют составить по картинке рассказ из нескольких предложений, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа. Запас слов до 2500. |
6 лет | В речи возрастает количество простых распространенных и сложных предложений, во фразах используются все основные части речи. Отсутствуют недостатки произношения звуков и слов. Умеют составить рассказ (пересказ) из 40–50 предложений с развитием сюжета, отразив в нём события прошлого или будущего. |
Развитие речи
Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций и имеет две важнейшие составляющие:
- восприятие звуков речи, за которое отвечает центр Вернике (находится в слуховой коре височной доли);
- воспроизведение звуков, слов, фраз — речедвигательная функция, которая обеспечивается центром Брока (располагается в нижних отделах лобной доли, в непосредственной близости от проекции в коре мускулатуры, участвующей в речи).
Оба речевых центра у правшей располагаются в левом полушарии головного мозга, а у левшей — наоборот, в правом. В соответствии с этим разграничиваются импрессивная речь (процесс восприятия речи на слух, понимание смысла, содержания речевого высказывания) и экспрессивная речь (процесс высказывания с помощью языка).
В ходе развития речи дети должны овладеть несколькими подсистемами родного языка. Первая из них — фонетика, система звуков речи. Любой язык имеет в своей основе определенный сигнальный или фонематический признак, изменение которого меняет смысл слова. Этот сигнальный, смыслоразличительный признак составляет основу звуковых единиц языка — фонем (от греч. phonema — «звук речи»). В русском языке различают 42 фонемы, среди них 6 гласных и 36 согласных. К числу основных смыслоразличительных признаков относятся звонкость и глухость (
Кроме того, язык является упорядоченной системой, в которой все части речи связаны между собой по определенным правилам. Совокупность этих правил составляет грамматику, благодаря которой слова складываются в законченные смысловые единицы. Синтаксис устанавливает правила сочетания слов в предложении, семантика объясняет значение отдельных слов и фраз, а прагматика — социальные правила, предписывающие, что, как, когда и кому следует говорить. В процессе развития речи дети осваивают эти законы родного языка.
Причинами отставания в развитии речи могут явиться:
- Патология течения беременности и родов,
- Нарушения функций артикуляционного аппарата,
- Поражение органа слуха,
- Общее отставание в психическом развитии ребенка,
- Влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание).
- Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание.
Нарушения слуха являются распространенной причиной изолированной задержки речевого развития. Известно, что даже умеренно выраженное и постепенно развивающееся снижение слуха может привести к отставанию в развитии речи. Среди признаков снижения слуха у малыша — отсутствие реакции на звуковые сигналы, неспособность имитировать звуки, а у ребенка постарше — избыточное использование жестов и пристальное наблюдение за движениями губ говорящих людей. Однако оценка слуха на основе изучения поведенческих реакций недостаточна и носит субъективный характер. Поэтому при подозрении на частичную или полную потерю слуха ребенку с изолированной задержкой развития речи необходимо провести аудиологическое исследование. Надежные результаты дает также метод регистрации слуховых вызванных потенциалов. Чем раньше будут обнаружены дефекты слуха, тем быстрее можно будет начать соответствующую коррекционную работу с малышом или снабдить его слуховым аппаратом.
Реже задержка развития речи бывает связана с наличием у ребенка аутизма или общего отставания в психическом развитии. В таких случаях показано углубленное психоневрологическое обследование.
Заваденко Н. Н., доктор медицинских наук.
Источник: http://www.lvrach.ru
Далее:
Статья № 2: «Классификации нарушений развития речи у детей»
Статья № 3: «Алалии»
Статья № 4: «Заикание»
Статья № 5: «Лечение нарушений развития речи у детей»
А так же:
Статья № 1: «Нарушения развития речи у детей»
Вопросы и комментарии